Когда-то очень давно, ещё учась в школе, мы «проходили»
бессмертную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». На одном из уроков я честно
признался учительнице, что мне не нравится Чацкий, но не смог объяснить, почему
не лежит душа к этому, несомненно, положительному герою. Прошли годы, многое
прояснилось, именно это прояснение стало причиной написания статьи. Мне не
нравятся люди, которые критикуют всех и вся. Особенно те, кто сами ничего не
делают. Не нами сказано: если кто-то знает и умеет, но не делает, то это равно
незнанию и неумению. Персонаж отговаривается плохим общественным устройством:
служить бы рад - прислуживаться тошно.
Получается, что бездельник Чацкий – молодец, а жившие в то время литераторы,
композиторы, архитекторы, живописцы, военные и прочие устроители жизни были
холуями и лизоблюдами…
Объектом злых насмешек Чацкого является Молчалин, главные грехи которого — умеренность и аккуратность. Но уж чего-чего, а неумеренности и неаккуратности в России всегда хватало, после 1917 года эти исконные наши стихии захлестнули страну. И что в этом хорошего? Хотя, дело даже не в умеренности и аккуратности, не в стремлении к «степеням известным», не в доброжелательном отношении к дворнику и его собаке. Молчалин – соперник в любви, причём, соперник более удачливый и счастливый… Но и это не всё. Сокрушительный удар мужскому самолюбию персонажа наносит Фамусов: — Пиши: в четверг, одно уж к одному, а может, в пятницу, а, может быть, в субботу у докторши-вдовы я зван крестить. Она не родила, но по расчёту по моему должна родить… Проще говоря, пожилой толстяк Фамусов более успешен в амурных делах, нежели молодой красавец Чацкий. Уступить Молчалину, конечно, обидно, но, хотя бы, понятно, а вот проиграть в состязании самцов Фамусову!
Объектом злых насмешек Чацкого является Молчалин, главные грехи которого — умеренность и аккуратность. Но уж чего-чего, а неумеренности и неаккуратности в России всегда хватало, после 1917 года эти исконные наши стихии захлестнули страну. И что в этом хорошего? Хотя, дело даже не в умеренности и аккуратности, не в стремлении к «степеням известным», не в доброжелательном отношении к дворнику и его собаке. Молчалин – соперник в любви, причём, соперник более удачливый и счастливый… Но и это не всё. Сокрушительный удар мужскому самолюбию персонажа наносит Фамусов: — Пиши: в четверг, одно уж к одному, а может, в пятницу, а, может быть, в субботу у докторши-вдовы я зван крестить. Она не родила, но по расчёту по моему должна родить… Проще говоря, пожилой толстяк Фамусов более успешен в амурных делах, нежели молодой красавец Чацкий. Уступить Молчалину, конечно, обидно, но, хотя бы, понятно, а вот проиграть в состязании самцов Фамусову!
Вот Александр Андреевич и бесится. Ещё одна мишень – Скалозуб, которого Чацкий
называет «хрипун, удавленник, фагот». Персонаж не может простить, что для
полковника «Москва – дистанция огромного размера». Действие пьесы, как мы
помним, разворачивается в 1822 году. То есть, за десять лет до этого Скалозуб
был, наверно, каким-нибудь капитаном или поручиком. Вполне возможно, что
звонкий и зычный свой голос оставил он в дыму и горячке Бородинского сражения.
На войне такое случается. Можно вспомнить слова хорошей советской песни -
«Лейтенант израненный прохрипел: - Вперёд…» Не стареют душой ветераны. Вот и
Скалозуб захаживает на балы и, приняв на грудь, начинает разглагольствовать всё
о том же – о службе, об армии, о маневрах и парадах.
Очень российская черта, у нас ведь во всяком застолье после третьей рюмки
начинаются разговоры о работе… В эпоху советского дефицита во всех магазинах,
аптеках, прачечных висело объявление: «Участники ВОВ обслуживаются без
очереди». Но при появлении старого фронтовика всегда или почти всегда
находились чацкие, которые начинали кричать: — Опять Вова? Да сколько же вас?
Да когда вы только кончитесь! Не думаю, что сам Грибоедов был в восторге от
своего персонажа. Он просто изобразил ещё одного «лишнего» человека, такого же,
как Онегин, Печорин и иже с ними. А уж советские литературоведы, певцы
неумеренного и неаккуратного строя, сотворили из этой пустышки положительного
героя.
Его защитники ссылаются на состояние общества в начале 19-го
века. Дескать, в другом обществе Чацкий был бы белым и пушистым. Вот уж
действительно, свежо предание, да верится с трудом. Есть такая профессия –
лаять на слона. Реинкарнация Чацкого в наши дни суть моськи-либерасты, которые
поливают грязью всё и вся. В реальной жизни их немного, видимо, побаиваются за
свою драгоценную шкуру. А вот в Интернете этих анонимных тварей развелось
немеряно. Измельчал нынешний чацкий, и это понятно: от дурного семени не жди
доброго племени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий